Дух научной фантастики
«Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим.4,1).
Историки научной фантастики обычно относят зарождение этого литературного жанра к началу XIX в. Одни предпочитают видеть ее истоки в коротких рассказах Эдгара Аллана По, соединяющих убедительный реализм стиля с субъективистской философией, в которой неизменно звучит нечто «таинственное» и оккультное. Другие считают автором первого научно-фантастического произведения его английскую современницу Мэри Уоллстон Крафт Шелли (жену знаменитого поэта); ее «Франкенштейн, или Современный Прометей» представляет собой сочетание фантастической науки с оккультизмом, ставшее впоследствии характерным для множества научно-фантастических книг.
Однако типичные научно-фантастические книги появились позже, в конце XIX и начале XX в., с Жюля Верна и Г.Дж.Уэллса, и продолжают появляться до наших дней. Из второсортного по преимуществу литературного жанра американских периодических «макулатурных» выпусков 30-40-х гг. научная фантастика превратилась за последние десятилетия в респектабельную интернациональную литературу. Кроме того, множество чрезвычайно популярных фильмов лишний раз продемонстрировало, насколько дух научной фантастики завоевал воображение потребителя массовой культуры. Дешевые и сенсационные «научно-фантастические» боевики 50-х гг. в последнее десятилетие уступили место модным «идейным» фильмам… Дух научной фантастики порождается некоей фундаментальной философией или идеологией, которая чаще подразумевается, чем объясняется, и которую разделяют так или иначе все, кто работает в научно-фантастическом жанре. Ниже мы излагаем эту философию в ее основных пунктах.
- Религия в традиционном ее понимании отсутствует или присутствует в крайне поверхностной или искусственной форме. Сам по себе этот литературный жанр — типичный продукт «постхристианской» эры (это очевидно уже из рассказов По и Шелли. Вселенная в научной фантастике — всецело мирская, хотя нередко с «мистическими» обертонами оккультного и восточного характера. «Бог» если и упоминается, то лишь как неопределенная и неличностная сила (например, «Сила» в фильме «Звездные войны» — космическая энергия, которой присуши как злые, так и благие свойства). Все увеличивающаяся зачарованность современного человека темами научной фантастики есть прямое отражение утраты традиционных религиозных ценностей.
- 2. Центром научно-фантастической вселенной (взамен отсутствующего Бога) является человек — не обычный человек, какой существует сейчас, а такой, каким он «станет» в будущем в соответствии с современной мифологией эволюции. И хотя в героях научно-фантастических повестей и романов, как правило, можно узнать живых людей, главный интерес повествования часто связан не с ними, а с их встречами с разнообразными «суперменами» из «высокоразвитых» рас будущего (а иногда — прошлого) или прибывшими из других галактик. Идея о возможности «высокоразвитой» разумной жизни на других планетах настолько укоренилась в современном сознании, что даже в респектабельных научных (или популярных) теориях она принята как вполне доказательная…
Современные протестантские и католические «богословы» — для которых стало привычным идти за наукой, куда бы она ни вела, — в свою очередь разглагольствуют о новой сфере теологии — «экзотеологии» (или «теологии внеземного пространства»), которая в основном пытается представить себе, какую природу могут иметь существа «внеземных» рас. Трудно отрицать, что миф, созданный научной фантастикой, совершенно околдовал даже многих образованных людей наших дней.
Ожидаемая в будущем «эволюция» существ в научно-фантастической литературе неизменно представляется как «перерастание» ограничений, связанных с реальной человеческой природой, и, в частности, как перерастание «личностных» ограничений. Как и «Бор» научной фантастики, «человек» ее тоже до странности безличен. В книге Артура К.Кларка «Конец детства» представители новой человеческой расы похожи на детей, но с лицами, лишенными признаков индивидуальности; их почти неодолимо влечет к еще более высоким «эволюционным» трансформациям, и на этом пути в конечном счете они должны быть поглощены безличным «Сверхразумом». В целом научно-фантастическая литература вопреки христианству и в полном соответствии с некоторыми течениями восточной мысли представляет «эволюционное развитие» и «духовность» как все возрастающее обезличивание.
- Мир и человечество будущего представляются научными фантастами как своего рода «проекции» современных научных открытий; но на самом деле эти «проекции» удивительно соответствуют повседневной реальности оккультизма и вековому опыту демонослужения. Среди характерных особенностей «высокоразвитых» существ будущего мы находим телепатическую связь, способность летать, материализоваться и дематериализоваться, трансформировать предметы или создавать иллюзорные сцены и существа силой «чистой мысли», передвигаться со скоростями, намного превышающими возможности современной техники; завладевать телами землян; они излагают «духовную» философию, которая «превыше всех религий» и которая сулит достижение такого состояния, когда «развитые умы» уже более не будут зависеть от материи. Все это стандартные приемы и посулы колдунов и демонов. В одной из новейших книг по истории научной фантастики отмечается, что «стабильным аспектом в научной фантастике является жажда переступить порог нормального опыта… путем изображения персонажей и событий, которые преодолевают известные нам пространственно-временные условия». Сценарии «Звездного трека» и других научно-фантастических историй с их «научными» аппаратами будущего местами напоминают фрагменты из житий древних православных святых, где описываются действия колдунов в те времена, когда колдовство составляло существенную часть языческой жизни. Вообще говоря, научная фантастика вовсе не так уж и научна и не так уж связана с каким-либо реальным прогнозом будущего, скорее, это отступление к «мистическим» истокам современной науки — к науке в том виде, в каком она существовала до Просвещения XVII-XVIII вв. Та наука была ближе к оккультизму, чем к науке в современном понимании этого слова. В той же самой книге по истории научной фантастики отмечается, что «корни ее, как и корни самой науки, находятся в области магии и мифологии». Сегодняшние исследования и эксперименты в области так называемой «парапсихологии» указывают к тому же на будущую связь «науки» с оккультизмом -тенденция, находящаяся в полной гармонии с научно-фантастической литературой.
…Читатель научно-фантастической литературы, говоря словами одного критика, «остается с весьма неустойчивой способностью критически оценивать различия между наукой и магией, между ученым и колдуном, между будущей реальностью и фантазией». Научная фантастика на Западе и на Востоке, как утверждает тот же автор, подобно всем другим явлениям современной культуры, «всецело подтверждает тот факт, что наивысшей ступенью гуманизма является оккультизм».
- По самой природе своей, как жанр «футурологический», научная фантастика тяготеет к утопии. И некоторые романы и рассказы действительно изображают будущее совершенное общество, однако большинство повествует об «эволюции» общества сегодняшнего в нечто более высокое или о встрече с более передовой цивилизацией на другой планете. При этом осуществляется надежда или возможность преодоления проблем сегодняшнего дня и, больше того, ограниченности человеческой природы… «Высокоразвитые существа» из внеземного пространства часто наделяются качествами, присущими Спасителю, а посадка космического корабля на Землю часто возвещает начало «апокалипсических» событий, т.е. прибытие благосклонных существ, которые будут направлять людей в их «эволюционном развитии».
Одним словом, научно-фантастическая литература XX в. сама по себе является очевидным знамением утраты христианского понимания мира; она становится мощным рассадником нехристианской философии жизни и истории, в которой либо откровенно, либо скрытно обнаруживается оккультное и восточное влияние; и в критическую эпоху кризисов, в переходный период человеческой цивилизации она становится ведущей силой, заставляющей ждать «пришельцев из космоса» и надеяться, что они разрешат проблемы человечества и введут человека в новую, «космическую» эру его истории. Стараясь казаться научной и далекой от религиозности, на деле научно-фантастическая литература является ведущим средством пропаганды (в секуляризованной форме) «нового религиозного сознания», к которому стремится сбежавшее от христианства человечество.
——-
Сознательный православный христианин понимает, что он живет в мире, который, совершенно очевидно, пал. И земля внизу, и звезды наверху — все одинаково далеко от потерянного рая, которого он взыскует. Он чувствует себя частью страждущего человечества, происходящего от единого предка Адама, первого человека; он знает, что все люди одинаково нуждаются в искуплении, которое обильно даруется человеку Самим Сыном Божиим через Его спасительную Жертву на Кресте. Он знает, что человеку не предназначено «развиться» в нечто «высшее» и что нет ни малейшего смысла верить в существование «высокоразвитых» существ на других планетах. Но он, разумеется, также знает, что, кроме него самого, во вселенной есть «высшие разумы», и они двух родов; он стремится жить так, чтобы пребывать с теми из них, которые служат Богу (ангелами), и избегать какого-либо контакта с другими, которые отвергли Бога и стремятся в зависти и злобе вовлечь в свое нечестие и человека (демонами). Он понимает, что человек в самолюбии своем и немощи может легко впасть в ошибку, поскольку склонен верить в «волшебные сказки», сулящие достижение «высшего состояния» или контакт с «высшими существами» без трудов христианской жизни — а фактически это бегство от этих трудов. Он не доверяет своей способности различать бесовские обольщения и поэтому крепко держится за руководящие нити Св. Писания и святоотеческого учения, которыми снабдила его на всю жизнь Церковь Христова.
Такой человек имеет возможность устоять против религии будущего, религии антихриста, в какой бы форме она ни нашла себе выражение; остальное же человечество, не спасенное чудом Божиим, — погибнет.
Источник: Иеромонах Серафим (Роуз), «Православие и религия будущего» https://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/pravoslavie-i-religija-budushhego/7_1