Архимандрит АРСЕНИЙ (Катерелос): «С математической точностью доведут человечество до края пропасти»

image_pdfimage_print

АРХИМАНДРИТ АРСЕНИЙ (КАТЕРЕЛОС)

ДУХОВНЫЕ ВОПРОСЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

ἈΡΧΙΜΑΝΔΡΊΤΟΥ ἈΡΣΕΝΊΟΥ ΚΑΤΕΡΈΛΟΥ, ΣΎΓΧΡΟΝΑ ΠΝΕΥΜΑΤΙΚΆ ΘΈΜΑΤΑ

 

Уважаемые мои Отцы и возлюбленные братья во Христе!

 

Позвольте мне сегодня, в день памяти наших местночтимых святых, коснуться некоторых актуальных духовных вопросов современности.

 

  1. Карта гражданина (электронный паспорт) – Начертание зверя

Прежде всего, мне хотелось бы обратиться к теме электронный карты, или скорее электронной мышеловки, которая не является документом, необходимым для гражданина страны: эта карта вводится государством, приносящим в жертву своих граждан, не подозревающих подвоха. Мы не должны позволить, чтобы эта карта вошла в обиход, была легализирована. Она не должна быть введена, во-первых, по причинам духовным, а уже во-вторых – из-за всех остальных побочных эффектов.

Что касается легализации карты, то мы тоже несем за это ответственность, точно так же, как и за многие другие явления. И, конечно, это ещё одна из ловушек антихриста, предвозвещающая его приход.

Все эти вещи – предвестники антихриста, включая всевозможные коды, которые нам навязали. Неважно, как это называется – то ли ИНН, то ли карта – все они являются «наживкой», которую мы «проглатываем», а потом начинаем обманывать и успокаивать себя, что мы не подписались под каким-то конкретным отречением.

Разве дело только в подписи? Неужели не важен тот факт, что мы пользуемся всеми этими вещами на практике?

 

Неужели тот факт, что новые удостоверения и паспорта не содержат данных о вероисповедании, как и многие другие моменты, не является поводом для беспокойства?

Раньше любой гражданин мог ходить и перемещаться всего лишь с одним паспортом. Зачем же тогда, вот уже не первый год, они вводят коды на различных документах и даже продуктах? Естественно, чтобы когда-нибудь прийти к пресловутому числу 666!

А для начала – они делают это ради наживы: чтобы собрать деньги и «деликатно» взять их у нас.

 

  1. Проблема с мигрантами

Теперь давайте рассмотрим другую тему. Но прежде чем мы ее затронем, очень прошу вас понять меня правильно. Я – не расист и никогда не скажу человеку: «Отойди от меня». Я прежде всего – монах, и, как монах, я переживаю даже за бессловесных животных, которые являются творением Божиим. Насколько же больше я страдаю и молюсь за всех людей! Я снова и снова хочу подчеркнуть: я – не расист. Но, по моему мнению, правильно, чтобы люди каждой национальности являлись гражданами своей страны, будь то румыны, албанцы, или африканцы – это касается любой национальности.

Люди не виноваты в происходящих бедствиях, мы должны сопереживать вместе с ними и относиться к ним с уважением. Этих людей эксплуатировали и продолжают эксплуатировать, испытывая бедностью, войнами, несчастьями и даже преступлениями. Одним обещали, что в Греции они найдут рай. Другим говорили, что Греция – это проходной двор, поэтому здесь можно развивать свою преступную деятельность. Проституция, наркотики и криминал всех мастей!

Кто может утверждать, что Греция не стала проходным двором? Или, скорее, неограждённой бездной? Разве можно доверять такому государству, которое не способно охранять свои границы?

…Результаты мы видим каждый день: убийства, грабежи, незаконные действия и т.п. В результате, когда наступит время воцарения антихриста, у нас украдут код и скажут, что, якобы для нашей же безопасности, мы должны получить антихристову печать.

Вот уже много лет, и особенно в наши дни, мы видим, насколько их интересует наша безопасность. Все, что они столько лет делают нашей родине и вообще человечеству, убедило нас и показало, что как раз наша безопасность их и не интересует!

Они говорят о правах человека, но это только слова. На деле – навязываются и поощряются «волчьи законы».

С математической точностью они доведут человечество до края пропасти и заставят его в отчаянии искать решение ради своей безопасности и т.д. И решение, которое будет дано, – это печать. Они дадут «решение» проблеме, которую антихрист целенаправленно и коварно готовил столько лет. Он сделает вид, что сострадает людям, и пообещает обеспечить безопасность и благоденствие тем, кто примет печать. Его царствование продлится 3,5 года, и многие – большинство – побежит за сатанинской печатью, т.е. они примут печать и понесут на себе осуждение, перед лицом Божиим и перед лицом всех людей. По прошествии 3,5 лет антихрист изгонит и принявших печать тоже.

Неужели Бог не может изменить его план? Конечно, может. Может быть, ответ заключается в том, что «не могут измениться люди»? Могут! Но не хотят.

Враги Божии делали и продолжают делать свои махинации. Но как на это реагируем мы? В те времена – во времена печати – человечество будет находиться в такой безысходности, что примет всё! И те, кто не будет со Христом… увидите, что произойдет с ними. Они примут печати с превеликим удовольствием!

Что касается христиан – их давно уже хотят уничтожить. Представьте, какого масштаба достигнут гонения в те времена! Вот уже много лет по всей земле правят мелкие «антихристы». А в то время придет к власти главный из них, «архи-антихрист».

С духовной точки зрения очевидно, что мы живём в особую пред-антихристову эпоху. Нам не нужно иметь никаких особых духовных талантов и богословских знаний, чтобы понять это. Создаются всё более разрушительные духовные «цунами», которые будут поглощать христиан и прокладывать дорогу для грядущего антихриста.

Они хотят нам устроить духовную болезнь Альцгеймера! …

Когда именно антихрист взойдет на трон, только Богу известно. И чем нам поможет знание точного времени, когда это произойдет? То, что действительно нужно, – это знать, что мы должны делать. Естественно, мы должны бодрствовать и быть в полнейшей готовности, без подавленности и психопатического беспокойства.

Нужно во всём подражать святым и следовать примеру святых, просиявших во Фтиотиде.

Кто живет по Богу и все делает во имя Христово, пусть не боится ничего. Что означает «жить по Богу»? Просто быть христианином? Просто ходить в Церковь, не пропускать праздничные и воскресные богослужения и т.д.? Это, конечно, хорошо, но кроме этого нужно, чтобы в нашей жизни был задействован опыт предыдущих поколений, происходило возрастание в святоотеческой аскетической традиции и врачевание души от страстей. Нужно, чтобы здоровое, не искаженное учение применялось на практике. В противном случае, опыт предыдущих поколений будет не исцелять, а действовать просто как некое «обезболивающее» духовное средство.

Что значит – «жить по Христу’»? Это означает – иметь ум Христов, носить в себе Христа, жить самоотверженно и вести подвижнический образ жизни. Естественно, все это должно совершаться с рассуждением. Следует учитывать, является ли человек монахом или женатым, а если монах, то живет он в общежительном монастыре или в уединении, чтобы суметь противостоять духу антихриста или самому антихристу, если его пришествие совершится во время нашей земной жизни.

Согласно Апокалипсису, мы сможем определить приход антихриста по печати на лбу или на руке. Но, по тому же Священному Писанию, много антихристов уже появилось в мире, и нужно заранее принять необходимые меры.

Конечно, когда придет тот час, будет уже не до собраний, не до обсуждений, и не до поиска ответов на вопросы – каждый должен будет принять свое личное решение.

Разумеется, окончательная победа будет за Христом, ибо Христос всегда является Победителем. Победа будет за нами – лишь бы мы действительно были со Христом и на стороне Христа. Поскольку «Если Бог с нами, то кто против нас» (Рим. 8, 31), «Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог» (Ис. 8, 9-10).

Таким образом, вместо того, чтобы поддаваться духовной истерии по поводу того, чему надлежит быть в будущем, лучше, чтобы нами руководило духовное беспокойство в хорошем смысле этого слова, и мы подумали бы, какое будущее нас ждет, если мы не освободимся от страстей, чтобы у наших страстей не было будущего. Тогда и только тогда все остальное выстроится на правильной духовной основе.

 

  1. Пересадка органов – смерть мозга

Теперь давайте перейдем к совершенно другой современной теме и проблеме, каковой являются трансплантации, «смерть мозга», и в целом – к вопросам биоэтики.

Прежде всего, поясним, что мы уважаем человеческую боль. Безусловно, в Церкви существует и акривия, и икономия, но в вопросах веры и в вопросах учения Церкви, каковой является православная антропология, нет места снисхождению. Мы не можем искажать учение Церкви о человеке, человеческой душе и т.д. И это, конечно, проистекает из настоящей любви ради вечного спасения человека.

Душа человека строится, создается Богом тайно и необъяснимо во время зачатия человека.

Духовное сердце, ум (гр. νοῦς) – это око, центр, если можно так сказать, самая чистая часть души. Жизнь в теле человека обусловлена существованием его души. Поэтому говорят Святые Отцы: когда отсекается часть тела, при этом не отсекается часть души. И если к телу добавляется чужеродное тело, как это бывает при трансплантации, когда человеку пересаживают жизненно-важный орган, то душа от этого не изменяется.

Тело становится мертвым только тогда, когда душа отделяется от него, во время биологической смерти человека, а не во время т.н. «смерти мозга». После биологической смерти человека продолжает жить только его душа, ожидая Всеобщего Воскресения, когда воскреснут тела, и душа окончательно воссоединится со своим нетленным телом.

Для ученых понятие «ум» означает работу мозга, которая зовется «интеллектом, мышлением». Святые Отцы «умом» человека считают духовное сердце (νοῦς), а НЕ мозг, как утверждает наука. И говоря «духовное сердце», Святые Отцы подразумевают НЕ сердце как орган, а око – центр, ядро человеческой души, которое расположено в области груди, где-то в районе физического сердца.

То есть, одно – это физическое сердце, как орган, и совершенно другое – духовное сердце, центр души человека.

Из духовного сердца исходят все помыслы человека: его собственные или происходящие от Бога или диавола.

Таким образом, центр суждений и помыслов находится в духовном сердце, а не в мозге, голове, как считает наука.

Каждый может познать это на своем опыте, но только тогда, когда, в результате глубокого покаяния, молитвы, аскезы и т. д., просвещаются очи сердца (Еф. 1, 18). И тогда во время молитвы такой человек чувствует и на деле ощущает, как его ум, то есть центр души, спускается из головы в духовное сердце.

Если эта энергия в человеке действует постоянно, – имеется в виду, при содействии Божием – человек постоянно чувствует внутри себя – работает ли он, спит, говорит или думает, – он чувствует, как его ум находится во внутреннем пространстве духовного сердца, в «клети сердечной».

Поэтому и Отцы, у которых, безусловно, были подобные опыты, называют определенную молитву «сердечной молитвой». Что говорится в Песне Песней? «Я сплю, а сердце мое бодрствует» (Песн. 5, 2). Если бы Священное Писание имело в виду физическое сердце, это не имело бы смысла, поскольку оно всегда работает, и о нем нельзя сказать, что оно «бодрствует».

Мозг – это телесный орган. Энергия ума, которая называется «интеллектом, мышлением», – это энергия, которая, в свою очередь, движет мозг, а посредством мозга двигается и тело.

Ум человека – это то, что несет ответственность за его поступки. Значит, ум человека – как сущность, а не как энергия – это то же, что мы называем «духовным сердцем», из которого исходят, по словам Господа нашего, злые помыслы человека: «ибо из сердца исходят злые помыслы» (Мф. 15, 19), говорит Евангелие, и «веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает» (Притч. 15, 13), мрачнеет лицо.

В Священном Писании там, где упоминается слово «сердце», подразумевается ум, т.е. духовное сердце человека, а не сердце из плоти. Источником суждений, идей и мыслей человека является ум – духовное сердце, центр души, око души

Рассудок – это всего лишь одна из сил ума и его энергия.

Бог, Святой Дух движет душу. Духовное сердце – ум, око, центр души – управляет рассудком, а рассудок, то есть умная энергия души, приводит в движение мозг.

Когда человек жив, рассудок использует мозг, чтобы двигать тело и выполнять то, что повелевает ум, духовное сердце. По этой причине, если мозг как орган поврежден, мы видим, что человек, у которого констатировали «смерть мозга», не реагирует физически, потому что его рассудок не может использовать мозг, чтобы он мог говорить, есть, ходить и т. д …. Это, однако, не значит, что человек биологически мертв!

Учёные полагают, что идеи, мысли и т.д. берут свое начало в головном мозге как органе, и называют «умом» головной мозг. То есть под термином «ум» наука подразумевает интеллект, мышление и отождествляет его с действием (работой) головного мозга.

Наука не принимает суждения, что ум – это око, центр души, духовное сердце, и что человек, помимо органов тела, обладает также бессмертной душой, которая существует и после физической смерти человека. Среди врачей, а также, к сожалению, и в Православной Церкви наблюдается разделение мнений по поводу того, является ли человек, у которого констатировали смерть мозга, биологически мертвым.

Приведем здесь мнение одного богопросвещенного старца. Старец сказал: «Человек со здоровым мозгом, но мёртвым умом является мёртвым духовно из-за своих страстей, грехов и т. д., а не биологически. И наоборот, человек с тяжело больным или мертвым мозгом и здоровым умом – духовным сердцем (освященным, очищенным от страстей и т. д.), не является мертвым ни биологически, ни духовно. Просто один его орган болен, страдает от тяжелого увечья. Но благодаря своему здоровому уму, понимаемому как чистое духовное сердце, он может по благодати Божией совершать вещи сверхъестественные, совершенно немыслимые. Когда, например, в результате аварии или какой-то болезни необходима ампутация руки или ноги, человек остается жив, несмотря на потерю какого-то органа тела. Точно так же, когда у человека тяжело поражен или умер головной мозг, человек жив. Головной мозг – орган, который невозможно ампутировать по причине его расположения в теле.

Старец добавил: «Если бы, гипотетически, была возможна пересадка мозга от одного человека другому, человек, которому пересадили этот орган, не имел бы сообразительности или глупости, хороших или дурных мыслей, страстей или добродетелей донора, поскольку у донора было свое духовное сердце». Это произошло бы по той причине (опять же, гипотетически), что у человека, которому делалась бы трансплантация, есть его собственный ум, его собственное духовное сердце, управляющее его головным мозгом, как органом. Старец сравнил этот ум, духовное сердце человека, с жестким диском компьютера. Все, что на нем записывается, передается процессору – головному мозгу.

Как видите, дорогие братья, старец сравнил духовное сердце человека с программным обеспечением и операционной системой компьютера. Вся информация, которую человек там запоминает, передается процессору-мозгу. То, что через покаяние там стирается, не восстанавливается, и через покаяние и освящение он может полностью избавиться от своей душевной болезни, как делали наши святые!

Единственное, что осталось на «жестком диске» у святых (благодаря искреннему покаянию, подвигу, молитве и т.д.), – это энергия благодати, которая выходила из их духовного сердца в виде чистой – непринужденной – молитвы и добрых духовных помыслов. Это происходило независимо от времени суток: спали они, или бодрствовали, или выполняли какую-либо физическую или умственную работу.

Целью нашей жизни должно быть здоровое духовное сердце, здоровый ум. А здоровый ум – это ум, освободившийся от страстей и грехов, как это было у наших святых.

Старец говорил: «Иметь здоровый ум и здоровый мозг – дело молитвы: поскольку только тогда здоровый мозг будет способствовать в деле покаяния. Но если у тебя мертвый ум, то есть зараженный страстями и грехами, и прочим, здоровый мозг тебе не поможет…»

К сожалению, есть люди, которые не хотят каяться, и люди, которые приносят покаяние лишь в некоторых грехах – не полностью, ненадолго и снова грешат! То есть они как бы делают духовный «back-up», сохраняют резервные копии своей грешной жизни. Им жаль расставаться со своими грехами, и, боясь, что может стереться их «плохой» жесткий диск, наполненный грехами, они делают «резервное копирование» – чтобы при случае восстановить свои пристрастия и не расставаться с ними при возможных трудностях, испытаниях, неудачах и т. д.

«Мне грустно осознавать, – говорит старец, – что некоторые люди и, к сожалению, люди церковные, считают тех, у кого констатировали смерть мозга, биологически мертвыми. Это преступление, это убийство».

 

  1. Метапатристическая ересь

Еще одна – последняя – современная проблема, о которой пойдет речь, – это вновь пустившая ростки метапатристическая ересь.

Подвергать сомнению непреходящую силу святоотеческого Предания – это то же самое, что презирать саму Церковь. Это то же самое, что говорить, будто «всезлатая уста Слова», то есть Богоносные Отцы, имеют срок годности. Понимаем мы это или нет, если мы говорим, что Церковь в чём-то ошиблась, – это совершенно непростительно и нелепо, поскольку на всех апостолов сошел Дух Святый во время Святой Пятидесятницы. Не признавать принятые Вселенскими соборами святоотеческие писания равносильно богохульному утверждению, что Иисус Христос, мог ошибаться (!), когда Он пророчествовал, и что Святой Дух восполнит все, что не сказал ОН САМ. Но ведь и через Святых Отцов действует Дух Святый!

Тот, кто принимает метапатристическую ересь, становится не просто противником Святых Отцов: он становится Христоборцем, то есть Богоборцем. Ведь сам Иисус Христос прославил Святых Отцов, назначив их Своими избранными сосудами. Что мы говорим в неделю Торжества Православия? «Христос якоже настави». Как Христос рассудил и решил.

Если же мы отвергаем тех, кого возвеличил Христос, то, по сути, мы оскорбляем самого Бога, и в данном случае бесчестим сам первообраз, то есть самого Господа.

Лучше согрешить против какой-то заповеди, чем восставать на Святых Отцов и противиться им. И это не преувеличение. Чтобы вы могли убедиться в истинности этих слов, почитайте «Лествицу» св. Иоанна Синайского. Преподобный отец говорит: «Не ужасайся и не дивись, когда я скажу тебе (ибо Моисей мне в том свидетель)», что лучше согрешить перед Богом, нежели перед отцом своим; потому что если мы прогневили Бога, то наставник наш может помолиться о нас и испросить нам прощение; а когда мы наставника ввели в смущение, тогда уже никого не имеем, кто бы ходатайствовал за нас. В заключение он сказал: «Впрочем, я думаю, что оба эти согрешения одинаково тяжки» (Слово 4, 121).

И действительно, дорогие мои братья, когда израильтяне прогневили Бога, они были спасены благодаря вмешательству Моисея. Когда же Корей, Дафан и Авирон поднялись против Моисея, они не избежали Божьего наказания, потому что некому было заступиться за них.

Точно так же и в нашем случае, каждый святой отец – это новый Моисей, новый сосуд избранный.

Зная, что святоотеческое предание не просто равнозначно и равносильно Апостольскому преданию, но и является единственно верным его толкованием, мы должны полностью усвоить святоотеческое изречение: «Следуя Святым Отцам», которое, как известно, является позицией, которая действует точно так же даже в Ветхом Завете.

…Но давайте пока сделаем небольшую паузу, возлюбленные мои братья во Христе, молитвенно обратив свои взоры к иконе Божией Матери «Герондисса», и попросим Её заступления – чтобы новые благоухающие цветы возросли в Её «саду», святоименитом Афоне, игуменией которого Она является. Одним из Её избранников был старец Косьма Пантократорский (Амбеликос). Как и многие отцы, св. Паисий Святогорец, с которым мы были знакомы лично, рассказывал, что, когда он в последний раз встретил старца Косьму, его лицо буквально сияло, и этот яркий божественный свет ослепил старца Паисия. Упокоился старец Косьма в 1970 году, да сподобимся и мы его святых молитв…

И наконец, о Владычица Богородица Герондисса, как и в те времена, когда варвары познали Твою непобедимую силу, и ныне предстательствуй ко Господу, дабы все народы как можно скорее обратились к святой Православной вере и поклонились Тебе, о, Богородительница, – не потому, что Ты нуждаешься в прославлении, но ради вечного спасения всего мира».

Да будет так. Аминь.

 

Проповедь во время всенощной в честь святых Фтиотиды в кафедральном соборе Ламии, 16-03-2012.

Ἀρχιμανδρίτου Ἀρσενίου Κατερέλου, Σύγχρονα Πνευματικά θέματα

© Перевод интернет-содружества «Православный Апологет», 2019 г.

Источник: http://thriskeftika.blogspot.com/2013/04/blog-post_3708.html

https://apologet.spb.ru/ru/церковная-жизнь/3592-arkhimandrit-arsenij-katerelos-dukhovnye-voprosy-nashego-vremeni.html

 

image_pdfimage_print
Print Friendly, PDF & Email